Православие и Католицизм: в чём разница?

В современном мире разницу между Православием и Католичеством видят по-разному. Одни люди боятся представителей братской церкви, ограждаются от них и считают еретиками. Другие – наоборот, не замечают даже самых очевидных различий. Вплоть до того, что не знают о целибате католического духовенства в латинском обряде.

В данной статье мы попробуем коротко разобраться — где именно и в чём расходятся две ветви христианства? Насколько велико их различие? И посмотрим – а может быть общего у нас всё-таки больше, чем кажется на первый взгляд?

Различие первое: Управление Церковью

Начнём, как полагается, с начала. А именно – с управления Церковью. Главой Католической церкви является Папа Римский, епископ Рима, преемник апостола Петра, по завету Христа «пасущий Его агнцев». Православной же церковью управляет Собор, состоящий из патриархов православных церквей разных стран, разных по достоинству.

Почему так произошло? Во многом — по историческим причинам. Во время своих завоеваний Римская Империя поглотила много народов. В том числе – три осколка империи Александра Македонского — Египет, Сирию и Грецию. И, когда Церкви понадобилась иерархическая структура – епископы их бывших столиц получили власть над остальными. В Египте — епископ Александрии, в Сирии – Антиохии, а в Греции – епископ новой столицы императора Константина, Константинополя.

Таким образом, вместе с римским, возникли четыре патриархата. К которым потом добавился пятый, Иерусалимский. Но, несмотря на это, Церковь сохраняла единство. И признание первенства папы не мешало ему. Епископ Рима первым упоминался в диптихах, без его делегатов не проводились Вселенские Соборы, без его слова не принимались важные для Церкви решения.

Однако – из-за богословских и политических причин в едином христианском мире начались расколы, во многом – на политической основе, под влиянием императоров. И в конечном итоге они привели к расколу 1054 года.  

Различие второе: Два догмата

А сейчас мы подходим к самому интересному. А именно – к одной из главных сложностей в воссоединении церквей и причине многих заблуждений.

Как известно в Единой Церкви прошло семь Вселенских Соборов. После раскола на Западе продолжали проводиться соборы. И на двух из них были приняты два новых догмата. Догмат о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии, принятый Пием IX (1854) и догмат о непогрешимости Папы Римского, принятый на I Ватиканском соборе (1870). Так вот – второй из догматов православные особенно восприняли в штыки. Как Папа Римский может быть непогрешимым? Он же – обычный человек!

В действительности – всё не так просто. Догмата о том, что папа непогрешим, как человек, не существует. Есть догмат о безошибочности папы, когда он определяет учение Церкви в вопросах веры или нравственности, провозглашая его ex cathedra. Тогда – сам Святой Дух ограждает папу от возможности ошибиться.

Различие третье: Обряд

Однако, помимо различий догматических, между церквями существуют и другие. Менее значимые, но сразу бросающиеся в глаза незнающему человеку. А именно – различия обрядовые.

Восточная православная Божественная Литургия внешне служится немного иначе, чем Святая Месса. Она – дольше, пышнее, в богослужении не используется органная музыка. Алтарная часть отделена от остального храма иконостасом. В католической церкви же он, с течением времени превратился в оградку, а потом – и вовсе исчез. Для Святого Причастия в Православной Церкви берётся квасной хлеб, а в Католической – пресный.

Так же две церкви используют разный круг литургических чтений. И живут по разным календарям. Католическая – по Григорианскому, Православная – по Юлианскому. Хотя в последние годы это различие сглаживается. По Юлианскому календарю продолжают служить всего четыре православных церкви из пятнадцати. В их числе – и Русская Православная Церковь.

Различие третье: Целибат и его отсутствие

Ещё одной (пожалуй, для кого-то самой заметной) отличительной чертой церквей является целибат католического духовенства латинского обряда. И разрешение православным батюшкам обзаводиться матушкой и семьёй.

Различия в эту сферу тоже привнесла традиция. В первые века Церкви – семьи имели все. Даже епископы. Существовало вплоть до своеобразных «епископских династий» — когда сын епископа тоже принимал епископский сан. Но постепенно сложилось так, что епископы стали целиком посвящать себя слежению Богу. И на Западе, к VII веку, это правило официально перешло и на священников.

Однако не весь католический клир обязан соблюдать безбрачие. Постановлением II Ватиканского Собора было возвращено служение постоянных диаконов. Которым разрешается (и даже – положено) иметь семью.

Различие четвертое: Народное благочестие

Ну и – куда же народ Божий без народного благочестия? В обеих церквях сложилось много красивых традиций поклонения Богу и почитания Пресвятой Девы и святых.

В Католической церкви особое место занимает традиция поклонения Пресвятым Дарам, Крестный путь. В Православной традиции более распространено иконопочитание. А вот одна из известнейших католических молитв – Розарий — размышление над тайнами жизни Иисуса Христа, имеет куда более сложную историю. Есть мнение, что традиция молитвенного почитания пятнадцати Тайн из жизни Пресвятой Девы Марии пришла на Запад из Византии. В Католической Церкви она преобразовалась в почитание пятнадцати Тайн из жизни Иисуса Христа. И, после, уже в XIX веке, была возвращена в православный мир святым Серафимом Саровским в виде Богородичного Правила.  

Различие пятое: Формы монашества

И, напоследок, нужно не забыть упомянуть о монашествующих. Обычай посвящать свою жизнь Богу равно развит и в Католической, и в Православной церкви. Только – в силу всё тех же традиций, формы его немного различны.

У православных более развито монашество созерцательное. Монахи удаляются от мира, постятся, молятся и умерщвляют плоть. Доходя до радикальной формы отшельничества в скиту. Католические же ордена и конгрегации в большинстве своём – деятельные. Разнообразные формы монашества сочетают созерцание и деятельность в миру. Братья и сёстры отправляются на миссии, занимаются помощью бедным, ухаживают за больными; воспитывают детей и молодежь в вере; готовят людей к принятию Таинств, работают в школах, преподают в университетах и т.п. в зависимости от харизмы, присущей данной конгрегации или ордену.

Заключение

Что можно сказать в заключение? Какой подвести итог? Довольно краткий.

Да – разница между церквями есть. В силу расхождения после тысячелетнего раскола и изначального различия римского и греческого взглядов на мир.

Но это – не главное.

Главнее то, что мы, и на Востоке, и на Западе, несмотря на многие трудности, сохранили веру. Мы веруем во Единого Бога, в спасительную миссию Христа, сохраняем апостольскую преемственность и семь Таинств Церкви. Мы соблюдаем заповеди, каждый день слышим слова Евангелия. И в Католических, и в Православных храмах день за днём повторяется Тайная Вечеря…

В 1964 году Папа Римский Павел VI и Вселенский Патриарх Афинагор сняли друг с друга анафему. И с тех пор папы постоянно встречаются с патриархами православных церквей. Последними из таких встреч стали экуменический молебен в Бари 7 июля 2018 года и встреча Папы Франциска и Патриарха Кирилла 12 февраля 2016 года на Кубе.

Как сказал Папа Иоанн Павел II, цитируя слова русского поэта Вячеслава Иванова, и призывая народ христианский к единству: «Церковь должна дышать двумя лёгкими»: западным и восточным христианством.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *