Торжество Преображения Господня

   Братья и сёстры, в сегодняшний день – праздник Преображения Господня,для нас и для нашей епархии, нашего Кафедрального Собора, являющийся торжеством, Церковь предлагает два таких основных чтения. То есть – всегда идёт в связке первое и второе чтение (обычно – из Ветхого Завета) и Евангелие.

   И мы в этих чтениях видим два примера, скажем так, духовного опыта. И два примера видений, которые даруются верующим в Бога и следующим за Ним.

   В первом чтении мы слышим, как пророк Даниил описывает Божью Славу, которая ему явилась. И мы видим, что этот текст, он такой достаточно образный. То есть все описания, которые в нём есть – они, конечно, не претендуют на их буквальную интерпретацию, потому что, как описать Бога, конечно, пророк не знал. Поэтому этот опыт называется духовным внутренним видением. Пророк Даниил описывает видение своим человеческим языком, пусть и отдалённо, используя даже поэтический язык, и по-другому – не может. Он всё же описывает Бога по-человечески.

   И вот эта духовная, глубокая духовнаяистина, она всегда будет такой. Что, сколько бы ты не находил слов, сколько бы ты не находил образов, до конца передать этот опыт – невозможно.

   Мы это видим на примере множества явлений, множества попыток описать эти явления. Те, которые близки для нас – это явления, например, в Лурде Пресвятой Девы Марии, или явления в Фатиме. Язык будет соответствовать тому образу высказывания, каким визионеры могли это видение передать. Это – их детский язык. Это – попытка описать Деву, как дети могут описать, согласно своему развитию, согласно своему уму, своему воспитанию. Которые просто, по-человечески это выражают.

   Так и мы, порой, сталкиваемся с какими-то духовными моментами нашей жизни, которые мы пытаемся передать по-человечески. Но до конца это – всё равно не получится передать, попробовать описать. Например – пример призвания. Если спросить священника о призвании– конечно, будет какая-то история, будет какое-то основание, чтобы об этом рассказать. Да, или – сёстры-монахини. Или – любой человек в браке. Или – какой-то вот момент нашей жизни, который мы называем действительно «Гласом Божиим в нашей жизни». Всегда будет некое основание, но до конца передать – сложно. Практически невозможно.

   Второй вид явлений, который дарует Господь – это то, что мы видим в Евангелии. Он буквально берёт с собой троих Апостолов, восходит с ними на гору Фавор. Она не такая уж большая – гора Фавор, и на мой вкус, она не особо поражает сознание. Она – невысокая. Я бы, наверное, сказал, что это – такой большой холм. Я не назвал бы её даже горой.

   Тем не менее – Он берёт их. Троих конкретных людей. Они восходят в конкретный день на эту гору. Своими ногами, следуя за Иисусом Христом. И на этой горе – происходит чудо. Чудо – сугубо, на первый взгляд, физического плана. Господь перед ними преображается.

   Они пытаются это описать, опять же – как могут. Уточняя, что одежда Его становится белой, лицо – просияло. И вот они описывают чисто физические вещи, которые видят. Они видят пророков Моисея и Илию, которые олицетворяют собой Ветхий Завет. И, помимо этого – как раз физические проявления вот этого видения. Потому что это – два человека в Ветхом Завете, могилы которых неизвестны. Потому что Господь, скажем так, изъял их из истории особым образом. И народ Ветхого Завета ожидает буквального их возвращения в теле, в котором они были.

   Иисус разговаривает с ними. И, как мы знаем из традиции Церкви (сегодня это будет звучать в префации), что Господь таким образом укрепит веру Апостолов. Мы с вами читали Евангелие и знаем, что в момент самого большого страдания это укрепление не сработает. Ни Пётр, ни Иаков, ни Иоанн не скажут: «А, подожди! На Фаворе было так, поэтому я сейчас никуда не уйду». Да нет. Пётр испугался и троекратно отрекается. Дважды да, перед видом женщины, чьё свидетельство в те времена даже не принималось.

   Укрепление в вере происходит гораздо позже. Помимо вот этого, физического наблюдения за Иисусом Христом, они должны были прожить определённые события в своей жизни и в своей вере. Чтобы сделать это физическое наблюдение за Преображённым Иисусом Христом — внутренним. Пережить его, как событие своей веры. Пережить как что-то, что меняет их сердце.

   Увидеть, помимо того, что у Иисуса белые одежды и сияющее лицо.

   Увидеть что-то глубже.

   Помимо того, чтобы предложить построить три шалаша: «Да, что вот, давайте сейчас здесь останемся жить и будем как-то обеспечивать свой быт».

   Увидеть что-то гораздо более глубокое.

   То, что позволит им, в конечном итоге, отдать свою жизнь. И стать свидетелями Иисуса Христа в высшей точке. То есть – в мученичестве. (Ну, кроме Иоанна, да. У него – другое предназначение).

   Мы, дорогие братья и сёстры, с вами, находясь в Церкви, проходим через такие преображения постоянно. Господь на самом деле нам дарует Своё присутствие физическим образом всё время. Есть явные, с которым невозможно никак поспорить. Или, скажем так, для человека верующего, это понятно.

   Это – присутствие Христа в Таинствах.

   Это – очень физически, потому что здесь мы увидим с вами Хлеб и Вино. В исповеди мы услышим голос. Да. Это – физическая вещь. Во всех Таинствах мы видим некий физический момент.

   Но мы, каждый раз, должны с вами стремиться идти глубже.

   Господь являет себя в Слове Божием. У каждого из нас есть дома конкретная книга, которая называется Библия, и состоит из собрания семидесяти произведений, писавшихся полторы тысячи лет, под действием Духа Святого.

   Но мы, каждый раз, должны идти дальше, чем просто пробегаться по интересным историям. Может быть – поучительным. Может быть – интересным, иногда – не очень интересным.

   И всё время идти дальше.

   Идти глубже.

   И преображать это Слово.  И дать этому Слову преобразить нас изнутри.

   В конце концов, Господь являет Себя через события в нашей жизни. Конкретные, физические. Не всегда радостные. Не всегда радостные.

Господь являет себя как в наших каких-то великих моментах, когда у нас что-то получается, или удаётся. И Господь присутствует, когда мы переживаем страдания и немощь. Смерть. Нездоровье. Неудачу, в конце концов. Какие-то глобальные катаклизмы.

   Но мы призваны к тому, чтобы идти дальше. Где Голос Божий, за этими событиями, которые дарованы нам.

   Господь даёт нам благодать, дорогие братья и сёстры. Всегда достаточную для нашего спасения. Как? Не знаю, да. Это – просто Учение Церкви. Каждому человеку эта благодать дарована.Вопрос в том – хочет ли он её принять?

   Живём ли мы тем, чтобы дать Богу действительно нас преобразить? Позволить этому Свету Фавора, о котором не так часто размышляем, этому событию, да – не просто чуду, не просто такому фокусу, или такому яркому представлению, а действительно глубокой духовной реальности, в которой Сын являет Себя Сыном Божиим, преобразить и наши сердца?

   Это – вопрос очень серьёзный. Мы можем находиться в Церкви и остаться мирскими по духу. Да. Пытаться что-то делать, как-то Иисуса «использовать». Для каких-то вот обоснований наших действий. Что: «Мы так делаем». Или: «Вот – а где же Он? Он должен там что-то исполнять», и так далее. Но Господь – не будет подчиняться нашим изволениям и прихотям.

   Господь видит картину целиком. Мы с вами – нет. При всём уважении к каждому из нас. Мы видим только маленькую часть.

   Пусть Иисус Христос, и пусть Тайна Его Преображения, которую мы вспоминаем ближайшую неделю… Пусть даже у нас, может быть, не получится каждый день быть в храме. Или — как-то это наполнить неким вот, физическим содержанием. Но у нас есть возможность совершать дома, в молитве. Посмотреть на свою жизнь. Посмотрим, где были те моменты, когда Господь действительно действовал в нашей жизни, — и мы видели это.

И позволим себе поразмышлять. Подумать. Помолиться о благодати. Чтобы мы увидели глубину этих событий.

   Чтобы мы увидели Его действие.

   И тогда, помимо того, что мы, как Пётр, скажем: «А, было так и так, я хотел сделать то-то», мы увидим дальше. Мы увидим, как свидетельствовать об Этом, Преображённом Господе.

   Как свидетельствовать о Нём, если даже будет нужно, до конца. До отдачи нашей жизни.

Аминь.

                                                                      О. Денис Марчишин, 06. 08. 2019.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *