Евхаристия

Адорация

Поклонение Святым Дарам

 Адорация или Поклонение Пресвятым Дарам — в латинском обряде Католической Церкви поклонение Христу, пребывающему под Евхаристическими видами (освященные Хлеб и Вино). Может осуществляться как в тишине, так и в виде особого богослужения с молитвами, песнопениями, процессиями и иными обрядовыми действиями (хотя строго предписанного чина не существует). Поклонение Святым Дарам стало особым проявлением благочестия на Западе с 13 в., когда по завершении в Католической Церкви серьезных споров о реальном присутствии Христа в Святых Дарах, был введен праздник Тела Христова. Песнопения, составляющие службу этого праздника (традиция приписывает их авторство святому Фоме Аквинскому), нередко используются и при Поклонении Пресвятым Дарам. Важнейшим элементом адорации является выставление Святых Даров (expositio Sanctissimi Sacramenti): различается выставление Святых Даров в дарохранительнице (expositio privata) и торжественное выставление Святых Даров в дароносице (expositio publica). Нередко при Поклонении Святым Дарам совершается обряд Благословения Святыми Дарами, когда священник благословляет верующих дароносицей или киворием (монстранцией), содержащим Пресвятые Дары.

Важность евхаристического поклонения и молитвы  

«Поклонение Троице – Отцу, Сыну и Святому Духу — должно заполнять наши церкви и вне расписания богослужений, быть заметным во всех наших встречах со Святыми Дарами … Поклонение Христу в этом таинстве любви должно найти выражение в различных формах: в личной молитве перед Святыми Дарами, в часах поклонения, во времени выставления Пресвятых Даров  (короткого периода, длительного и ежегодного (сорок часов) евхаристического благословения, евхаристического шествия, евхаристических конгрессов … Давайте быть щедрыми с нашим временем, когда собираемся встретиться с Ним в поклонении и созерцании, полные веры и готовые возместить большие вины и преступления в мире. Пусть наше поклонение никогда не прерывается». Папа Иоанн Павел II

От Автора

Поклонение Пресвятым Дарам я открыл для себя в 1986 году, и с тех пор молитва перед Евхаристией стала ежедневной практикой в моей пастырской жизни. Я осознал, что это не просто одно из правил благочестия, не новая духовная программа, которую необходимо выполнить, не надежный рецепт или метод для более плодотворного пастырского служения, но это сама Жизнь. Адорация — это личное и глубокое общение с Тем, Чья любовь была столь велика, что Он умер ради меня и отдал Себя мне.

Вначале я молился один, в полной тишине. Мне хотелось встретиться с Тем, от Кого я получил уже так много даров, и Кто неизмеримо больше всех даров.

Я пообещал Ему один час Адорации, но проходили месяцы, а я только и делал, что каждый раз ждал, когда же он закончится. Не было ни покоя, ни утешения, никаких видимых плодов, более того, день ото дня становилось всё труднее оставаться верным, ибо весь мрак моего сердца прорывался наружу. Прошло полгода, когда, наконец, наступил мир, и «неожиданно и тихо Господь обнял меня».

Когда я начал служить приходским священником, то понял, что поклонение Святым Дарам нужно проводить не в одиночестве, а в общине. Каждое третье воскресенье месяца мы постились, молились в тишине перед Святыми Дарами, читали псалмы. Это принесло множество даров всем, кто был тогда с нами.

В Капошваре, моем нынешнем приходе, мы проводим в тишине поклонение Святым Дарам с 4 августа 1993 года. Вначале мы собирались в небольшой часовне, которая впоследствии была устроена специально для Адорации, а с 4 января 1998 года — в храме Святого Имре, куда в течение дня может прийти каждый, кто захочет помолиться перед Святыми Дарами.

Уже несколько лет более семидесяти братьев и сестер отвечают на любовь Господа, отдавая Ему каждую неделю один час своего времени. Своей молитвой они усердно служат ближним, общине, городу.

В молитве все мы пережили то, о чем говорила Блаженная мать Тереза Калькуттская: «Господь говорит в тишине сердца. Господь — друг тишины, и мы должны слушать Его, ибо наши слова не имеют значения, но лишь то, что Он говорит нам, и что Он говорит через нас».

В ответ на многочисленные просьбы я сформулировал несколько мыслей из опыта, приобретённого в молитве перед Святыми Дарами в течение многих лет, и в Год Евхаристии с любовью публикую их и для тех, кто уже имеет опыт молитвы перед Святыми Дарами и для тех, кто жаждет источника Жизни вечной.

Капошвар, 2004, в Праздник Всех Святых

Открытие

Самое невероятное — это то, что всё происходящее с нами Господь переживает лично, сосредотачивая на нас всё Свое внимание, и что с момента крещения наша жизнь проживается через Христа, со Христом и во Христе. Наша Церковь и ее члены переживают кризис веры, надежды и любви!

Кризис веры: «Велика тайна нашей веры», — мы предпочитаем наши достижения, чувства и знания словам Господа, Откровению Божию. Мы хотим проверять истину веры истиной разума, а не наоборот, истину разума — истиной Духа Святого. Мы не способны поверить в обещания, данные нам Иисусом, и вопреки неудачам, испытаниям и полному отсутствию надежды, принять радостную весть Его слов: «Я с вами во все дни» и «без Меня не можете делать ничего». Нам кажется невозможным соединить Царство Божие, нашу жизнь во Христе и Его присутствие в нас с тем, что мы чувствуем или переживаем в настоящий момент.

Кризис надежды: «А мы надеялись, было…» Мы настолько заняты своими делами, душевным и физическим состоянием, что упускаем из виду спасение и жизнь вечную. Мы судорожно оберегаем наши собственные идеи, иллюзии и мечты. Погрязаем в попытке осуществить свои планы, и когда наши надежды не воплощаются в действительность, даже если это что-то незначительное, мы озлобляемся, впадаем в истерику или в депрессию.

Кризис любви: «Если бы Ты был здесь…» Мы воображаем, что Бог должен исполнить всё то, чего мы хотим для себя, для своей семьи, для Церкви, для человечества, а если Он не исполняет наших желаний, значит, не любит нас, значит, Бог не есть Любовь. И когда нам кажется, что эти сомнения подтверждаются, мы сетуем, негодуем и, в конце концов, прекращаем молиться.

Несколько замечаний

Молитва есть не естественная, но сверхъестественная потребность, и мы должны изо дня в день бороться за неё, отказываясь от определённых вещей, мы должны смело плыть против течения.

Мы находим различные предлоги, чтобы пропустить молитву: нет сил, нет времени, я не умею молиться, другие умеют лучше меня, всегда возникает что-нибудь более важное.

В молитве все — начинающие. Никто не может сказать, что умеет молиться лучше другого. Молитва каждого из нас особенна, неповторима.

Молитва не является нашим достижением, но это действие Святого Духа, Того, Кто направляет наши сердца на путь молитвы.

Бог учит нас молиться, откликаясь на события и наши насущные потребности.

Молитве можно научиться лишь молитвой!

Без молитвы нет святости.

Изо дня в день мы должны быть постоянными в молитве, до тех пор, пока сердце наше не покорится, и Господь не изменит нас.

Что значит Адорация?

Созерцание в любви Тайны Господней.

Молитва и христианство не являются ни теорией, ни идеологией. Предмет теории и идеологии всегда объективен, объясним, и потому не является тайной. Созерцание значит больше, чем размышление. В созерцании мы лицом к лицу созерцаем славу Господа.

Созерцание в любви Тайны Господней через Иисуса Христа, присутствующего среди нас в Евхаристии.

Тайна — это то, что превосходит наше рациональное мышление, нашу логику, психологию и даже богословие. Она неизмеримо больше всех придуманных нами понятий, больше всех наших знаний, желаний и чувств — неисчерпаемая тайна, непостижимая мистерия. Всей нашей жизни не хватит для того, чтобы полною мерой постигнуть Тайну Божью, но Господь одарил нас невероятной милостью, Он дал нам жизнь вечную, когда лицом к лицу мы увидим Того, Кого теперь «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» созерцаем в Пресвятых Дарах.

Так как в Евхаристии проявляется смирение Господа, то тайна Христа, присутствующего посреди нас, раскрывается уже на земле с предельной глубиной тем, кто смирен сердцем.

Созерцать — значит принимать, а не обладать. Если я люблю кого-то, то у меня не возникает желания манипулировать им, управлять тем, кого я люблю в зависимости от моих личных планов. Сколько раз мы говорим в молитве: «да будет воля Твоя», но каждый раз мечтаем получить нечто лучшее и с нетерпением ждём, что Господь исполнит наше желание. Когда же случается совсем не то, на что мы рассчитывали, сердце наше возмущается, хотя в молитве мы и говорили Ему: «На все воля Божья». Наша реакция, наше раздражение служат очевидным доказательством тому.

Когда же я с любовью созерцаю Того, Кто любит меня, я просто принимаю Его в своё сердце. Я хочу, чтобы Он пронизал и наполнил меня Своим присутствием.

Любовь. Что это значит? Взаимоотношения, которые никогда не могут быть безличными. В моём отношении к Иисусу Христу я не могу оставаться внешним наблюдателем или судьёй. Это значит, что я беру на себя обязательство, которое затрагивает всю мою личность. Я делюсь с Тем, Кто присутствует в моей жизни, своими делами, чувствами, своими мыслями, воспоминаниями, идеями, планами, своим будущим и настоящим и прислушиваюсь к Его мнению.

В этом общении с Богом я ничего не могу скрыть от Него. Господь любит меня больше, чем я самого себя. В моих интересах всецело отдать себя Ему, особенно те мои недостатки, которых я стыжусь, скрываю, которые являются тёмной стороной моей жизни, и в которых даже я не всегда могу разобраться. Во взаимоотношениях с Богом ничто не может быть моим личным делом, ведь для Него явно даже то, что скрыто в моём подсознании.

Для любви нет ничего невозможного, но она всегда должна быть взаимной. Господь терпеливо ждёт, когда я буду готов к тому, чтобы всецело отдать себя Его любви, и тогда Он совершит в моей жизни такое, о чем я прежде и помыслить не мог.

Такая любовь убеждает меня в том, что любовь и Бог могут совершить самое невероятное, даже в моей жизни.

Давая своё согласие на эту любовь, я должен позволить Богу делать со мной всё, что Он хочет, ведь Он — мой Отец.

Если я отношусь к любви Господа со всей серьезностью, то откажусь наконец от того, чтобы диктовать, что, где и как Он должен изменить во мне.

Конечно, я могу просить Господа и стремиться осуществить свои планы, но всё это я должен делать во имя Его и никогда не желать того, что противоречит Его воле.

Господь говорит: кто любит Меня, тому Я открою Себя.

Несколько советов тем, кто хочет учиться молитве перед Святыми Дарами — Адорации

Бездействие: полезно пережить на личном опыте ту истину, что Господь вместе с ангелами, святыми и Пресвятой Богородицей непрестанно заботится о нас. Истинное познание всемогущества Божия начинается тогда, когда мы достигаем границ нашего «всемогущества», и понимаем, что у нас нет больше собственных идей. Бездействие — это не леность, но внимание души, стремящейся к Богу. Много времени нужно для того, чтобы все, что нас тревожит, успокоилось в нас. Не надо думать, что это время потрачено впустую, даже если наши мысли разбегаются. Пусть они свободно роятся в голове! Мы не должны досадовать на себя, и охотиться за этими беспорядочными мыслями. С улыбкой возвратимся к Иисусу! Господу не чуждо все то, что имеет отношение к нам. Ему мы можем рассказать все, что у нас на душе, даже о том, что испытываем злость, гнев. Просто позволим Богу посмотреть на нас. Он любит нас вместе с нашими беспорядочными, тревожными мыслями и чувствами. Самые необыкновенные вещи в нашей жизни происходят тогда, когда мы оставляем все свои дела и только хотим полностью раствориться в Том, Кто открыл Свое имя Моисею так: «Я есмь Сущий». Тот, Кто есть, Кто был, и Кто будет.

Желание: Нашей жизнью руководят наши желания. Очень важно, чтобы в сердце каждого из нас пробудилось желание познать Иисуса. На горе Фавор ученики говорили: «Господи! Хорошо нам здесь быть». Хорошо проводить время с Тобой. Мы, христиане, часто напоминаем психического больного, который все время кричит: «Хочу домой! Хочу домой! Хочу домой!», и когда перед ним открывают двери больницы, он не уходит. Когда двери наших храмов открыты настежь, мы не входим. Когда можно бы «возвратиться домой» к Отцу, Который через Иисуса Христа таинственным образом присутствует в Евхаристии, мы не пользуемся этой возможностью, не идем к Нему. В глубине такого поведения скрывается какое-то странное искажение души: мы не любим быть с Тем, Кто любит быть с нами. «Ты был со мной, но я не был с Тобой», — говорит Святой Августин.

Поэтому мы должны в первую очередь пробудить в наших сердцах желание. Желание быть с Тем и любить Того, Кто в Своей безграничной любви все отдал нам.

Это желание живет в глубине нашего сердца, — там, где присутствует Дух Святой. Это Он беспрестанно пробуждает в нас желание быть с Богом. Так склонимся же перед Святым Духом, чтоб это желание прорвалось из глубины наших сердец, преисполнило нашу жизнь, руководило нашим временем, мыслями и поступками. Чтобы Любовь встретилась с тем, кого любит.

Время: Любовь можно измерить во времени. Мы с удовольствием проводим время с теми, кого любим. Бог — личность, в Своей безграничной любви к нам Он жаждет быть с нами. Для осуществления желаний нужно время. Мы должны предоставить Богу достаточно времени, чтобы Он исполнил наши желания, но для этого нам также необходимо время. Наша любовь к другим также измеряется тем, сколько времени мы проводим с ними.

Если мы систематически пропускаем молитву, встречу с Иисусом, причиной этого является не недостаток времени, а недостаток любви. Каждый человек может найти время для того, что хочет сделать. Если мы хотим посмотреть фильм, или встретиться с кем-нибудь, и это очень важно для нас, мы всегда находим время для этого. Если ты не находишь времени для молитвы, для встречи с Богом, ты должен решить для себя, действительно ли ты любишь Его, или всего лишь думаешь, что любишь.

Очень много молодых людей жалуется на то, что родители проводят с ними мало времени. А между тем все родители утверждают, что очень любят своих детей. Многие супруги говорят, что любят друг друга, но на самом деле очень мало времени уделяют личному общению, когда могут всецело отдаться друг другу, в основном же они решают свои проблемы, воспитывают детей или обсуждают планы на завтра.

Когда накапливаются дела, когда очень много работы, нам следовало бы вдвое больше времени уделять Тому, Кто является самым важным в нашей жизни — Иисусу, мы же в первую очередь всегда сокращаем или совсем оставляем время, предназначенное для молитвы. Мы похожи на оркестр, который хочет провести генеральную репетицию после концерта, или на армию, которая всегда планирует военные действия после сражения.

Мы, алчущие, скитающиеся в пустыне, роем колодцы, чтобы напиться, а источник живой воды струится в нас; мы сидим на вершине золотой горы, и выпрашиваем себе безделушки.

Наше время, наши будни принадлежат Богу.

Именно об этом говорит Евангелие: «Пришел к своим, и свои Его не приняли».

Тишина: «Господь говорит в тишине сердца. Господь — друг тишины, и мы должны слушать Его, ибо значение имеют не наши слова, но лишь то, что Он говорит нам, и что Он говорит через нас» (Блаженная Мать Тереза). Мы должны научиться усмирять наше сердце в присутствии Бога настолько, чтобы услышать голос Любви. Те, кто уже пробовал оставаться в тишине и «бездействовать», знают, что это совсем не просто. Истинный диалог рождается только тогда, когда мы слышим и слушаем собеседника. Лишь так мы можем принять слова Господа. К сожалению, во время беседы мы чаще думаем о том, есть ли у нас готовый ответ или мнение об услышанном, и не слышим того, что говорит нам собеседник.

Тишина является одной из важнейших частей Адорации. Было непросто убедить братьев в том, что речь здесь идет не об искупительной молитве в присутствии Евхаристии, что на деле ограничивается молитвами и песнями. Проведем молитву, исполним задание. Для личной встречи с Богом необходима тишина. Для этого очень важно создать подходящую обстановку. Когда мы молимся вслух, то легко поддаемся «духу соревнования»: сравниваем, кто умеет молиться лучше других, или находит лучшую молитву, песню. Искупительная молитва также необходима, но более важно услышать и послушать то, что говорит нам Господь, истинно присутствующий здесь и сейчас в Евхаристии. Он хочет привязать нас к себе нежными узами Любви.

Когда Господь говорит с нами — это чудесный дар. Он не глухонемой, как многие предполагают. Он слышит, что мы говорим, и многое хочет сказать нам о нашей жизни.

Никто не любит нас больше, чем Отец. Мы — дети Небесного Отца. А Отец многое хочет сказать своим возлюбленным детям. Не только мы, дети, должны говорить, и рассказать все Небесному Отцу, но и наоборот: мы должны усмирить свое сердце, чтобы услышать Его мнение о нас, и о том, как Он видит нашу жизнь.

Никто не любит нас больше, чем Сын. Иисус умер за нас из любви, и ежедневно отдает Себя нам в Евхаристии, дабы мы пребывали в полном единстве с Ним. Господу есть, что сказать нам. Для того, чтобы услышать Его слова, узнать, какими Он видит наши взаимоотношения, времяпрепровождение, амбиции, наши страдания, успехи, будничную жизнь, не нужны ни экзальтация, ни чрезвычайное душевное состояние, ни мистическое переживание, — необходимы всего лишь любовь и тишина сердца.

Никто не любит нас больше, чем Дух Святой. Любовь хочет выразить Себя тому, кого любит. Через Духа Святого, Который непрестанно молится в нашем сердце, становится слышным голос Любви. Важно прислушаться, услышать и послушать, что говорит о нас Святой Дух, что говорит нам Святой Дух.

Присутствие: Господь — вечное настоящее, встретиться с Которым можно лишь в настоящем. Мы постоянно испытываем отсутствие «присутствия в настоящем»: или роемся в обломках прошлого, или рисуем перед собой картины будущего; как во время беседы, так и во время молитвы. Мы забыли, что означает — присутствие на встречах. Мы должны снова этому научиться. В браке, в семье нелегко быть постоянно внимательными с теми, кого мы любим. Мы заполняем молитвы разными «программами», и не слушаем Того, Кто всей Своей любовью слушает нас. Мы живем в отсутствии «присутствия в настоящем».

К чему приглашает нас Иисус во время Адорации?

К служению: Мы идем на Адорацию не только ради себя, не только ради личной встречи с Иисусом, но и ради других, ради остальных членов Тела Христова. Все мы члены одного Тела, и чем сильнее наполняет нас любовь Господа, тем больше мы хотим помочь друг другу, служить другим и ради других. Поэтому Адорация является также и служением. Мы делаем то же самое, что сделали в Евангелии те, кто принес на постели расслабленного, и опустил его через кровлю к ногам Иисуса.

Мы просим также за других, приносим в своем сердце всех нуждающихся и кладем их к ногам Иисуса. Признаем, что мы не можем уладить их жизнь, и даже не знаем, в чем они на самом деле нуждаются. Самое лучшее, что мы можем сделать для них — это вверить их любви Господа.

К аскетизму: мы должны уметь отказаться от блага во имя большего блага. Как много добрых дел можно совершить во время «бездействия», во время Адорации. Те, кто пробовал оставаться в тишине и решал проводить один час с Тем, Кто есть Любовь, не раз могли испытать искушение «добром». Они вспоминают, как много хороших дел они могли бы сделать за это время, как много невыполненных обязанностей они могли бы завершить. Они могли бы провести время намного полезнее, могли бы многим помочь. Мы думаем, что делать добро другим стоит во сто крат больше, чем просто пребывать в присутствии Того, Кто есть источник всякого блага. Поэтому отложить какое-либо благое дело ради большего блага и есть аскетизм. Ибо нет большего добра, чем пребывать в присутствии Господа, Кто есть наибольшее Добро, совершенная Любовь и Милосердие. Вдумаемся в слова Матери Терезы: если сестры сократят время Адорации, чтобы больше помогать нуждающимся, через некоторое время они уже не смогут увидеть и полюбить Христа в своих бедных братьях и сестрах.

К ответу на любовь Господа: Всему в нашей жизни предшествует безусловная, безграничная Любовь Господа. Евхаристическое общение также происходит от Него. В Своей безмерной любви Господь отдал нам Себя в Евхаристии. Он стал близким, видимым, ощутимым. В Своем смирении Он подчинился потребностям человеческого бытия. Все время, которое мы проводим с Ним, есть ответ на любовь Господа.

Плоды Адорации

Изменение представлений: ударение постепенно переходит с опыта на веру. Таинство веры, постоянное присутствие Иисуса среди нас мы будем ценить больше всех наших чувств и нашего настроения. Сегодня, здесь и сейчас в Иисусе Христе снисходит к нам и пребывает посреди нас мир и радость Царства Божьего. Созерцать свою жизнь глазами веры, означает, что присутствие Господа — важнее наших чувств. И тогда у нас всегда будет желание и способность благодарить Его. В свете Божьего присутствия мы все чаще будем задумываться о том, как видел, как переживал Господь все те ситуации, в которые мы попадали, ведь Он все время был с нами.

Продолжительное присутствие: Господь пообещал, что Он «с нами во все дни до скончания века». Он пообещал, и непостижимым образом, превосходящим все наши человеческие представления, выполнил свое обещание, ведь в Евхаристии Иисус стал един с нами. Он не только сопутствует нам, но сама жизнь Его стала частью нашей жизни. Царство Божие в нас. Мы получили свободу, чтобы через веру в Его присутствие созерцать и осмысливать каждую минуту, каждое событие нашей жизни. В свете присутствия и любви Господа все выглядит совсем по иному. Безмолвие и Адорация помогают нам почувствовать это присутствие, и тогда наиболее важным становится для нас вопрос: какими видит нас и наши дела Господь?

Новое общение со Словом Жизни: В Его присутствии оживает Слово, мы вспоминаем Его слова, в нашем сердце вспыхивает свет, и пробуждается любовь к Слову. Он дает нам смелость воплощать в дела все то, что Он говорит нам.

Глубокое самопознание: Для того, чтобы мы могли исполнить главную заповедь: «люби ближнего своего как самого себя», мы должны знать того, кого мы любим. К истинному самопознанию мы можем прийти лишь через любовь и общение. Личное общение с Иисусом во многом может помочь нам. Он ни в чем не обвиняет и не судит нас. Он доверяет нам, и мы можем доверять Ему.

Тот, кто хочет любить Бога и ближних, сначала должен познать и полюбить себя во всей своей человеческой сущности. Мы — дети Отца, друзья Сына, храмы Святого Духа. Через откровение Божие наше самопознание совсем иное, чем мнение о нас руководителей, супруга или супруги, наших врагов. В присутствии Господа мы можем познать, кто мы есть на самом деле и радоваться этому. Первый дар Бога тебе — ты сам. В Своей безграничной любви к тебе Он уже перед сотворением мира задумал тебя. Во чреве твоей матери Он соткал твое тело (Пс. 138). Из любви к тебе к тебе Он создал каждый нерв, каждую частичку твоего тела. Если ты познаешь себя в этой Любви, ты сможешь отдать себя в ответ на Нее.

Безрассудность любви: Рациональности мы противопоставляем не иррациональность, не инфантилизм, а безрассудность любви, которая является свободным, сознательным плодом общения с Богом. Что это значит? В каждом человеке мы можем увидеть Божью любовь. Все, что окружает нас, есть выражение любви Божьей к нам. Случается, что другие издеваются, смеются над нами, или принимают нас за сумасшедших, но я думаю, что причина тому — зависть, потому что на самом деле им тоже хотелось бы стать столь свободными, столь «сумасшедшими».

Мать Тереза говорит, что в Адорации мы можем узнать и полюбить Иисуса Христа, чтобы потом, идя в мир, узнать и полюбить Его в лице лежащего на дороге несчастного. «Алкал Я, и вы дали Мне есть», — говорит Иисус. «Когда мы видели Тебя алчущим?» И Он говорит нам в ответ: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». «Сие есть Тело Мое», — Иисус говорит это не только о Евхаристии, но также и о гонимых, голодающих, бедных, нищих, больных, презренных и несчастных наших братьях. Христос, преломленный в Евхаристии и человек, преломленный жизнью — тождественны.

Плодом Адорации является и то, что мы узнаем Бога в лице грешников. Поэтому нельзя считать нелепостью то, что сделал Святой Франциск, когда преклонился перед одержимым братом своим, восхваляя в нем в нем Святую Троицу. На седьмой день демон сдался и вышел из бедного брата.

Братья во Христе: Благодаря Адорации, мы не только осознаем, что являемся даром любви Божьей, но начинаем понимать, что в Своей любви к нам Господь подарил нам наших ближних. Они больше не наши соперники, с которыми мы должны соревноваться, которых мы хотим насильно изменить по образу и подобию своему. Они теперь уже наши братья, которых мы можем любить такими, какие они есть, принимая их в наши сердца. Перед нами открывается путь к истинному диалогу, в котором нет необходимости изменять друг друга.

Рождение общины: Когда мы начинаем «бездействовать» в присутствии Святой Троицы, мы вступаем в живую, вечную общину Любви: в общину Отца, Сына и Святого Духа. Нас уже четверо! И это очень хорошая община, лучшая из всех существующих. А там, где рождается эта община, создаются новые, и без особенных терзаний и суеты.

Сделай первый шаг…

Если все это важно для тебя, не жди никого, начни молиться сам! Неважно как, но начни! Не ссылайся на то, что у нас это не принято, или никто этого не делает. Не дожидайся ни остальных членов общины, ни священника, ни кого-либо другого. Перед Богом не надо ссылаться ни на кого. Ты Его дитя, предстань перед лицом Его и начни молиться. Это чрезвычайно важно. Сделай первый шаг, а в остальном, — положись на Бога. Он все раскроет в твоей жизни, и в том, что происходит с тобой здесь и сейчас. Не скрывай того, что делаешь, — ты должен явить это всем, не смотря на то, подходящий это момент или нет. Свеча, стоящая на подсвечнике, должна светить, город, построенный на горе, должен быть видным!

… и не сдавайся!